Что такое Hi-Fi и Hi-End системы и в чем отличие?

Hi-End

С техникой Hi-End-класса все намного сложнее. Здесь вопрос цены стоит, наверное, на самом последнем месте. Это скорее произведения искусства, чем компоненты для прослушивания музыки. Вся Hi-End-техника прекрасна как изнутри, так и снаружи. Здесь не действуют стандарты и объективные измерения — такой звук оценивается с точки зрения его приятности, «ламповости», «теплоты» и еще миллиона других факторов, понятных порой только самим аудиофилам.

Чтобы приобщиться к миру идеального звука, недостаточно иметь хороший слух, нужно еще обладать хорошим доходом — цены на компоненты измеряются десятками тысяч долларов. Сложно сказать, насколько лучше золотой кабель с тройным экранированием передает цифровой сигнал из нулей и единичек, но специалисты и аудиофилы склоняются к единому мнению: Hi-End — единственно возможный вариант прослушивания музыки для тех, кому медведь не наступил на ухо.

Стоит согласиться: по частотным характеристикам или другим параметрам в тестах эта аппаратура может показать себя хуже бюджетного Hi-Fi-сегмента, но при прослушивании вам откроется невероятная глубина музыки и звуки, которых вы ни разу не слышали, хотя знаете композицию наизусть — это действительно стоит своих денег.

Стандарты vs уникальность

Сам термин «high end» по сей день не имеет четкого определения и понимается по-разному как потребителями, так и производителями. В отличие от хай энда, HI-FI аппаратура создается в соответствии с рядом норм, которые определены стандартами DIN4550, ГОСТ 24388-88, DIN 45500, IEC 60581 и рядом другими. При этом, подавляющее большинство компаний Hi-Fi сегмента держат планку качества выше принятых стандартов. Стандарт нельзя назвать совершенством, но он построен на объективно измеримых параметрах: минимальное значение неравномерности амплитудно-частотной характеристики (НАЧХ/дБ), коэффициент нелинейных искажений (КНИ, %), уровень шума (дБ).

Как термин обозначающий уникальную аппаратуру для аудиофилов, High End появился в 60-х, благодаря звукоинженеру и основателю журнала «Stereophile» Джастину Гордону Холту. Через некоторое время термин прижился и стал обозначать малосерийную или уникальную аппаратуру, созданную в соответствии с концепцией т.н. «субъективного аудио».
Стоит также отметить, что до широкого распространения термина вся хай энд аппаратура маркировалась как HI-FI. Разделение началось ближе к концу семидесятых, когда становление термина «High End» в маркетинге, как клеймо для уникальных изделий, потребовало жесткого отделения от массовой аудиотехники.

Идеология vs маркетинг: бабло побеждает философию

В 2007-м году Холт, как человек искренний и не слишком «политкорректный», заявил, что принципы High End как в техническом, так и в идеологическом аспекте начинают профанировать, а на предложение дать интервью Audio Magazine, Холт жестко отказал, ответив следующее:

«хай энд превратился за эти годы в “механизм развода богатых простачков «пожиже»”, мне противно об этом даже вспоминать».

Войдя в оборот идеологический термин очень быстро стал маркетинговым, определяющим позиционирование продукта. Хай энд никогда не был привязан к техническому стандарту, но появлялся как синтез технологии и искусства. Справедливости ради, нужно отметить, что для некоторых производителей стартовая идеологическая парадигма имеет значение до сих пор. Между тем, реалии рынка и алчность сделали своё черное дело, аппаратура, которая позиционировалась как хай энд, стала стоить в разы, а порой и на порядки дороже любой другой.

Если не учитывать репутационные риски, сегодня, любую аудиотехнику можно «обозвать» хай эндом и выставить соответствующий ценник. Очень грубый гипотетический пример: я, вооружившись паяльником, клеем, мануалом с DIY-форума, клепаю динамические наушники из катушки, магнита, бумаги, проводов, пары алюминиевых каркасов и деревянных мисок. Я объявлю изделие хай эндом на том же основании, что и подавляющее большинство производителей (нет стандарта — есть концепция). И моё изделие, с точки зрения концепции уникального «субъективного аудио» будет очень даже тру хай эндом. Заплатив $1000 за выставочную площадь, я представлю «проект» в каком-нибудь «Крокус Экспо» или ВДНХ и возможно даже продам в 10 раз дороже выставочной площади и в 1000 раз дороже себестоимости. Покупатель, на основании объективных критериев, никогда не сможет доказать, что его обманули и продали говно не хай энд.

С другой стороны, ряд производителей намеренно берут максимально высокую планку качества, используя высокие технологии, эффективные инженерные подходы, качественные дорогие комплектующие (речь не о золотых проводах и конденсаторах юрского периода) для создания уникальных, в хорошем смысле слова, изделий. Совершенно естественно, что такие производители будут ориентироваться на конъюнктуру и цена будет за пределами рамок массовой аппаратуры. В качестве примера можно привести производителей электростатических акустических систем и наушников, для которых критичными являются даже минимальные искажения. При этом большинство людей не могут оценить качество таких систем в связи с заоблачной ценой.

Если не брать в расчёт метафизику и маркетинговые мифы, то современную идеологию хай энд аудио можно описать как стремление к «исчезновению» влияния аппаратуры на звук, что по сути утопично, но иногда приводит к хорошим результатам. Последняя тенденция справедлива далеко не для всех производителей, многие просто предпочитают грести деньги за посредственные устройства с вычурным дизайном, резисторами стоимостью в 200 $, парой-тройкой ламп и золотых контактов (о кабелях и ТЛЗ писать не буду, ибо до безобразия избитые темы).
В каком-то смысле можно назвать хай энд индустрию заложником маркетинга, затраты на который также влияют на цену. Профанация ценностей, заложенных в изначальную идеологию (искусство и технология в одном флаконе), также во многом происходит из-за неадекватно агрессивного маркетинга. Ритуализация прослушивания музыки, превращение приверженцев High End в своеобразную секту, псевдонаучные оправдания астрономической стоимости устройств и аксессуаров, а также прочее мракобесие, во многом заслуга пиар-отделов некоторых компаний. Вклад беспринципных этих людей в «перекошенное» ценообразование один из самых внушительных.

Jedem das seine: чем бы дитя ни тешилось…

Со стороны, даже при агрессивном «религиозном» маркетинге, хай энд выглядит не слишком жизнеспособным, в условиях современного рынка. При этом продажи ряда компаний, особенно у владельцев старых и именитых брендов остаются стабильными. Резонно возникает вопрос, кто это покупает и зачем?
По своим наблюдениям я могу выделить 5 категорий любителей подобной техники.
1. Очень богатые люди, одержимые статусным перфекционизмом. Это те клиенты, в расчете на которых маркетологи создали стратегию престижных цен. Часто, им совершенно плевать как это звучит, иногда они даже не посещают шоурум, а выбирают технику глядя исключительно на цену, полагая, что самое дорогое, наверняка самое лучшее. В технике, рассчитанной на такого покупателя могут использоваться дорогие породы дерева, изрядное количество деталей из драгоценных металлов и т.п., что автоматически увеличивает и без того неприличную стоимость девайса.

2. Аудиофилы, находящиеся в бескомпромиссном поиске идеального звука. Постоянная смена девайсов и поиск устройства с максимально чистым, насыщенным, «воздушным», «тёплым», «холодным», «ярким», «тусклым», «честным», «высокодуховным» или каким-либо ещё другим звуком (количество субъективных критериев может быть бесконечным). Без преувеличения поиск их длится всю сознательную жизнь или пока не иссякнет ресурс. В ряде тяжелых случаев, увлечение из хобби перерастает в психическую патологию с последующими обвинениями в адрес производителей, продавцов, а также людей, критикующих их пристрастное отношение качеству. Свято убеждены в том, что ниже определённого ценового порога не может быть качественных продуктов, что роднит их с первой категорией и часто кормит небольших, но амбициозных производителей.

3. Аудиофилы с религиозно-метафизическим подходом к звуку. Типичный пример господин… (впрочем, об ушедших или хорошо или никак). Верят в населяющие аппаратуру сущности, молятся лампам телефункен (или другим, в зависимости от конфессии), развивают концепцию исторической аутентичности аппаратуры. Крайне враждебно относятся к научным подходам в определении качества звука, полагая, что человек способен слышать то, что аппаратура не сможет фиксировать никогда. Зачастую критикуют всю современную технику и готовы отдать душу дьяволу за какую-нибудь редкую модель проигрывателя DENON тысяча девятьсот протёртого года.

4. Люди, восторгающиеся винтажным или напротив футуристическим дизайном, не редко женщины, которые покупают аппаратуру в качестве дорогих игрушек и привлекающих внимание предметов интерьера. Как правило это жены или дети представителей первой категории. Для них характерна любовь к аппаратам ручной сборки, разного рода дорогим материалам в дизайне корпусов и оригинальным конструкциям (каменные колонки, стеклянные усилители и т.п.).

5. Состоятельные люди, которые критично относятся к достоверности воспроизведения музыки и могут позволить себе потрать внушительную сумму, чтобы сравнивать технику и менять её подобно автомобилям. Их нельзя назвать «настоящими» адептами high end, так как: у них нет «святой» веры в бренд, они не «прогревают» динамики и провода, в процессе выбора крайне притязательны к качеству, но не к цене устройства. У них термин «хай энд» не вызывает эффекта горящих глаз, они стараются добиться максимальной объективности в подходе. Таких людей немного, но радует то, что они есть.

Один из видных представителей движения High End первой волны, культовый аудиожурналист Кен Кеслер, в интервью stereopravda.ru отчасти подтвердил мои выводы относительно современной целевой аудитории High End брендов. В ответ на вопрос журналиста об современных любителях High End, он заявил:

«… Так что остается только две категории: это аудиофилы фанатики старой закалки и просто состоятельные люди, которые могут приобрести дорогой хай энд по инерции или из соображений престижа…» .

Принцип работы

В далеком 1916 году шведский ученый Эрнст Александерсон, работавший в американской компании General Electric, получил патент на схему усилителя, которая известна всему миру как класс А. Принцип действия усилителя класса А предельно прост, а для создания усилителя такого типа достаточно одного транзистора или одной лампы. Для того, чтобы понять, как он работает, рассмотрим более классическое решение: лампу.

Непосредственно в процессе усиления звукового сигнала в радиолампе участвуют три конструктивных элемента: анод, катод и сетка. При подаче питания в схему между катодом и анодом возникает поток электронов, а сетка, располагающаяся между ними, выполняет роль регулирующего клапана.

При наличии на сетке электрического потенциала она препятствует свободному прохождению электронов, и, чем выше электрический потенциал на сетке, тем меньше электронов проходит от катода к аноду вплоть до полного закрытия лампы. Таким образом, включив полезную нагрузку (акустическую систему) между катодом и анодом и подав сигнал на управляющую сетку, мы получаем простейшую схему усилителя мощности.

Специфика усилителя, работающего с аудиосигналом, состоит в том, что звуковая волна имеет симметричную форму с положительной и отрицательной составляющими, равными по амплитуде.

При подаче такого сигнала на вход усилителя произойдет следующее: в момент прохождения положительной полуволны лампа будет открываться и закрываться так, что сигнал на выходе будет повторять форму звуковой волны на входе. Но в тот момент, когда на вход поступит отрицательная часть полуволны, сетка уже будет полностью заперта, и вместо воспроизведения звука на выходе усилителя мы получим тишину.

Несмотря на то, что в статье мы говорим преимущественно о ламповом классе А, транзисторы так же способны работать соответствующим образом, и на картинке выше вы видите стандартную схему

Для того, чтобы дать лампе возможность воспроизводить обе половины сигнала, Эрнст Александерсон организовал смещение нулевой точки входящего сигнала относительно нулевой точки (полностью закрытого состояния) лампы примерно на середину ее рабочего диапазона. Таким образом, среднее положение звуковой волны соответствовало полуоткрытому состоянию лампы.

В момент прохождения положительной полуволны входящего сигнала лампа открывалась еще сильнее, а при воспроизведении отрицательной полуволны закрывалась, но частично, не доходя до минимальной отметки.

Плюсы

На первый взгляд, схема довольно симпатична и имеет целый ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, она проста, лаконична и является отличным примером предельно короткого звукового тракта. Во-вторых, лампа или транзистор, работающие в классе А, постоянно находятся в рабочем состоянии и мгновенно реагируют на изменения входящего сигнала — у них нет временных задержек, возникающих в момент выхода из полностью закрытого состояния.

В-третьих, середина рабочего диапазона электронного компонента — это та зона, в которой он работает максимально эффективно и без искажений. Значит, если не увеличивать амплитуду до предельных значений (не выкручивать особенно сильно ручку громкости и не подключать к усилителю тяжелую нагрузку), усилитель будет работать исключительно в комфортном режиме, и сигнал на выходе будет иметь практически идеальный вид.

К сожалению, все эти плюсы без побочных эффектов можно реализовать только в слаботочных цепях предварительного усилителя. А когда речь заходит о работе на мощностях, необходимых для взаимодействия с акустическими системами, класс А проявляет свои не менее очевидные минусы.

Минусы

Главные минусы класса А так же, как и плюсы, вытекают из выбранного создателем принципа работы. Нулевой уровень входного сигнала приходится на середину рабочего диапазона электронного компонента, а это значит, что, когда на входе тишина — транзистор или лампа уже открыты наполовину и работают вполовину своей мощности, расходуя вхолостую много энергии. Реальный же КПД усилителей класса А оказывается существенно ниже теоретических 50%. Из 100% энергии, потребляемой усилителем, акустика получает не более 20–25%, а вся остальная энергия преобразуется в тепло.

Повышение рабочей температуры может негативно сказываться на режиме работы усиливающего элемента, поэтому транзисторные усилители класса А, выдающие хоть сколько-нибудь существенную мощность, обладают огромными радиаторами.

Если же вы хотите получить на выходе не десятки, а сотни ватт мощности, сохранив при этом режим работы усилителя в классе А, готовьте комнату побольше и вентиляцию для отвода тепла помощнее, ведь вследствие низкого КПД сам усилитель будет огромным, а его блок питания и вовсе колоссальным.

За всем этим следует целый ряд сопутствующих проблем. Прежде чем счастливый обладатель усилителя класса А получит свой первый огромный счет за электричество, ему придется потратить немало денег на сам усилитель, ведь большие блоки питания, тяжелые выходные трансформаторы ламповых и массивные радиаторы транзисторных усилителей сами по себе стоят денег.

В ходе эксплуатации вслед за увеличившимися расходами на электроэнергию аудиофил рано или поздно столкнется с еще одной проблемой усилителей класса А — повышенным износом активных элементов схемы. Особенно эта проблема касается ламп. Работая в классе А, они постоянно находятся под большой нагрузкой, что сокращает их и без того малый ресурс работы.

Особенности

Понимая как работает усилитель в классе А, мы можем рассмотреть его и с аудиофильской точки зрения. Ситуация с искажениями на малых уровнях громкости вполне понятна: пока амплитуда сигнала не высока, усилитель работает в идеальных условиях и обеспечивает на выходе если не абсолютно совершенный сигнал, то что-то к нему максимально приближенное. Но возникает вопрос: что же происходит когда мы делаем музыку погромче?

До определенного момента — ничего страшного, но, как только пики сигнала приближаются к пороговым значениям (максимально открытому и закрытому состоянию лампы или транзистора), искажения будут расти существенно, как и у любого другого усилителя, после чего произойдет компрессия с выходом искажений за все мыслимые границы нормы.

Кто-то заметит, что любой усилитель можно перегрузить и загнать в искажения. Это справедливо. Но тонкость момента состоит в том, что усилители класса А по определению маломощны, а значит довести их до предельной нагрузки не составляет труда. Именно это происходит в те моменты, когда усилитель, только что воспроизводивший тихую камерную музыку с невероятным уровнем детализации, вдруг сваливает в неразборчивую кашу более громкое звучание симфонического оркестра.

Следующая специфическая особенность схемотехники касается блока питания. Это, кстати, один из важнейших компонентов любого усилителя, ведь энергия поступающая в акустику — это энергия блока питания, модулированная входящим сигналом. Выражаясь в более понятной автомобильной терминологии, блок питания — двигатель, а схема усилителя — руль.

Так вот, низкий КПД усилителя класса А и высокий ток покоя загоняет блок питания в довольно сложные условия: он должен иметь солидный запас мощности, чтобы, выдавая постоянно высокий ток, быть готовым мгновенно отдать в разы больше. После резкого всплеска сигнала конденсаторам блока питания необходимо зарядиться, т. е. взять дополнительную энергию от трансформатора, который и без того постоянно озадачен тем, чтобы поддерживать высокий ток покоя усилителя.

Далеко не все блоки питания способны справиться с такой задачей без побочных эффектов, поэтому, если звучание мощного усилителя, работающего в классе А, кажется вам медлительным, быстрая музыка смазывается, а бас получается неизменно гулким и размазанным во времени, — не удивляйтесь и не спешите обвинять в этом акустику или ее неудачное расположение в помещении.

Правила инсталляции компонентов Hi-End

В поисках гармонии и баланса звука производители часто изготавливают акустику уникальных форм. К слову, большая часть Hi-End-техники делается под заказ в единственном экземпляре или очень ограниченной партией. Такая тактика помогает не создавать ширпотреб. Примером баланса между стилем и качеством может служить знаменитая акустика от B&W Nautilus. Не раз она удостаивалась наград за качество звука и особенный стиль в виде ракушки.

Такой стиль компонентов требует современного дизайна в помещении, лучшим вариантом будет хайтек. Особо ярые фанаты идеального звучания даже создают специальные комнаты для прослушивания с хорошей звукоизоляцией и без лишних предметов интерьера, чтобы предотвратить отражение звука. Здесь как раз дизайн стоит где-то рядом с ценой, в самом низу.

Для полного раскрытия звучания всей системы нужно соблюдать множество правил: например, использовать фильтр для питания, а акустика должна стоять на специальных лапках или подиумах — пол под ней не должен резонировать. Но можно красиво разместить всю Hi-End-систему, не нарушая гармонии звука, а очаровательные усилители с вынесенными наверх лампами помогут придать интерьеру нотки стимпанка. 

Нестандартный дизайн некоторых акустических систем, созданный ради еще лучшего звука, порой помогает определиться со стилем самой комнаты — в случае с аудиофилами именно интерьер подстраивается под стиль техники, а не наоборот.

Можно сказать, что Hi-End — это действительно бескомпромиссный вариант для аудиосистемы. Цена, внешний вид, производитель — все меркнет перед погоней за идеальным звуком. 

Hi-Fi

Системы Hi-Fi (сокращение от High Fidelity — высокая точность) стали для большинства синонимом высочайшего качества звука. И это вовсе не удивительно: вся аппаратура соответствует стандартам DIN 45500 и IEC 60581 — это широкий диапазон амплитудно-частотных характеристик, уровень шума и низкий коэффициент нелинейных искажений. Такие жесткие рамки позволили производителям вести честную конкуренцию, однако в погоне за клиентами многие стараются удешевить производство, используя недорогие материалы: вместо натурального дерева в ход идет ДСП, а процессоры обработки звука в ресиверах используются от моделей предыдущих лет. 

Стоит понимать, что сегмент Hi-Fi-техники рассчитан на массового потребителя, привыкшего к звуку автомагнитолы по пути на работу и бубнению старенькой магнитолы на кухне, но желающего чего-то большего. На апаратуре Hi-Fi-уровня звуки обретают очертание, раскрываются, а чистота записи сначала шокирует — все это создает непередаваемый эффект. Возвращаться в мир хрипящего радио уже не хочется, человек попадает в завивсимость от качественного звука. 

Правила инсталляции компонентов Hi-Fi

Все элементы обычно выполнены в современном стиле и отлично впишутся практически в любой интерьер, кроме совсем уж вычурного и пестрого барокко. Традиционно они имеют прямоугольную форму и сочетаются между собой, даже если произведены разными вендорами. Нейтральные тона, минимум украшений — один внешний вид уже способен рассказать всем о музыкальных предпочтениях владельца. Лучше всего эта техника раскрывает себя на классических произведениях, джазе, роке.

Обилие мебели и элементов интерьера может заметно ухудшить качество звучания — звук будет отражаться от множества поверхностей, потеряет целостность. 

Идеальный вариант размещения — гостиная или кабинет. Из Hi-Fi-компонентов можно собрать великолепный домашний кинотеатр, который затмит звучанием любой кинозал.

Развитие Hi-Fi/Hi-End карт серийного производства

Под Hi-End понимается высокое качество. В каждой области под Hi-End попадают изделия по разным параметрам. Для одних изделий Hi-End — это максимальное количество попугаев в тесте (например, видеокарты, процессоры), для других — запредельная стоимость и эксклюзивность, для третьих — сборка без компромиссов из высококачественных компонентов.

Каждый аудиофил хочет иметь “самую лучшую звуковую карту”, чтобы в ней был лучший ЦАП, лучший операционный усилитель, лучшая фильтрация питания и т.п. Разработать и сделать такую карту не проблема — проблема назначить на карту такую цену, чтобы ее потом купили. На сегодняшний день стоимость серийной Hi-End звуковой карты для домашней системы должна укладываться в $150-300. Имея жесткие рамки, производитель не может пойти по бескомпромиссному пути, а наличие тестовых программ, таких как RMAA, не позволяет обманывать покупателей. Поэтому производителю приходится искать компромиссные решения.

Стереотипы деления бытовой аудиотехники на Hi-Fi и Hi-End, в первую очередь, по стоимости отчасти относятся и к звуковым картам. Таким образом, недорогие серийные Hi-End карты условно становятся просто “высококачественными”, а эксклюзивные и дорогие — Hi-End. Реальное качество может быть на одном уровне.

Пару лет назад на азиатском рынке появился спрос на высококачественные звуковые карты. Основная масса страждущих — это аудиофилы, имеющие хорошие наушники. Карты со стандартными операционными усилителями не давали приемлемого качества, вынуждая покупать дополнительно усилители для наушников. Auzentech предложил карты с навороченной обвязкой. Одна беда — карты базировались на C-Media с низким качеством своих встроенных ЦАП-ов, тем не менее, красивый вид конденсаторов и ОУ привлекал внимание многих.

В ответ Onkyo и Audiotrak выпустили — Wavio SE-90PCI и Prodigy7.1 XT. Отличные обвязки, экраны, красивые рекламные технологии (чего только стоит векторное построение сигнала а-ля “многогранный синус” у Wavio) и т.п., но использование среднего качества ЦАП-ов заставляет задуматься, а есть ли смысл в покупке таких карт для дорогого комплекса? Карты пусть и “крутые”, но уровень лишь Hi-Fi с узким местом в виде ЦАП. Расчет был сделан на владельцев наушников ($100-300) и владельцев Hi-Fi усилителя с акустикой (с аналогичной стоимостью за компоненты системы), где топовый ЦАП не нужен.

Очередной ступенью развития на рынке звуковых карт стал выпуск специализированной высококачественной карты ProdigyHD2 Gold от Audiotrak, в которой использовался высококачественный топовый ЦАП от AKM с качественной обвязкой. До этого топовые ЦАП-ы так и оставались в дорогих студийных платах штучного производства, таких как LynxTwo, и т.п. стоимостью выше $1000. Сегодня Audiotrak предлагает не менее интересное устройство Dr.Dac2 на PCM 1798.

Стоит учесть и большое количество самодельных и доработанных устройств. При этом погоня за бескомпромиссным качеством не всегда приводит к адекватным результатам у самодельщиков и “производителей Hi-End”. Здесь можно провести аналогию с Hi-End стационарными проигрывателями, где “бескомпромиссно” делается тяжеленное шасси из мрамора (или другого камня/металла) для снижения вибраций и точного считывания данных с диска. Парадоксально, но такие стационарные приводы почему-то с трудом читают штампованные диски и не справляются с CD-R/RW, а в противовес есть портативные CD-плееры с асинхронным чтением диска с копеечной стоимостью. Это заставляет задуматься, должно ли решение какой-то специфической проблемы стоить дорого? Приводит ли использование более качественного компонента к реальному улучшению качества? Образный пример — будет ли плакат-календарь висеть надежнее на гвозде из высококачественной стали, а не на канцелярской кнопке? Именно эти вопросы встают перед инженерами, разрабатывающими продукты массового производства, и в итоге относительно недорогое устройство может “уделать” по качеству более дорогую эксклюзивную модель.

В то же время, при штучном производстве проще поставить в устройство деталь с избыточным качеством, чем исследовать зависимость качества устройства в целом от этого компонента, ведь “время=деньги”. И пыль в глаза пустить можно легко — “в нашем устройстве используется самый совершенный компонент X, что обеспечит самое крутое качество”. Главное, чтобы гениальные идеи и теории согласовались с практикой. Отсутствие замеров, точных характеристик и тонны воды о “золотом слухе разработчика и волшебном звуке устройства” обычно вызывают справедливое подозрение.

Задача пользователя — выбрать устройство, реально отвечающее его требованиям без обмана от кого-либо.

Благодаря спросу на азиатском рынке, компаниям пока удается за “стандартную” цену и дальше повышать качество карт (использовать более качественные компоненты), но на мировом рынке моделей домашних высокого класса пока очень мало.

На Российском рынке безусловным лидером является Creative с бытовой картой X-Fi Elite Pro $300 и профессиональной E-MU1212m за $200, использующих топовый CS4398. Альтернативный производитель — Razer с картой Barracuda на AKM4396. На наш рынок должна придти ASUS с картой XonarD2, использующая один из топовых ЦАП-ов от Burr-Brown PCM1796. Остальные карты есть только на азиатском рынке, среди которых есть OOAOO на топовом WM8740, Audiotrak ProdigyHD2 Gold на AKM4396 и качественной обвязке.

Многие производители постепенно понимают, что экономить на ЦАП смысла нет, и лучше поставить что-нибудь качественное. Ведь больше ничего продукт продемонстрировать не сможет. Но применение топового ЦАП носит больше маркетинговый характер, так как важен и дизайн платы, и грамотное применение остальных компонентов, иначе получится та же ситуация, что и с первой ревизией E-MU0404, где карта с “предтоповым” AKM4395 уступила Juli@ с “менее топовым” ЦАП AKM AK4358.

Особняком стоЯт лишь младшие карты X-Fi с мощными DSP для игр, которые в играх имеют преимущество за счет качественной аппаратной обработки звука, где ЦАП играет гораздо меньшую роль.

Сделать карту с топовым ЦАП за “дешево” несложно, яркий пример — Club3D Theatron DTS, со стоимостью ниже $100, с использованием четырех топовых AKM. БОльшую проблему представляет отладка драйверов, внедрение специфических функций и разъяснения покупателю, зачем ему покупать такую карту, где очевидное преимущество по звучанию, возможно, будет на тракте от $1000. В итоге парадокс, карта сама по себе получается не шибко дорогой, но для раскрытия потенциала требует дорогой тракт.

Карты на CMI8788 сейчас фактически вытесняют бытовые карты на ENVY24XX (Revolution5.1, Prodigy7.1/XT/HD2, Aureon Space, DMX6-Fire и т.п.). Причина вытеснения проста — CMI8788 поддерживает Live DTS, в отличие от ENVY. Более того, C-Media дает производителям референсную схему на топовых АКМ. Производителям остается лишь повторить схему, не вкладывая денег в разработку, в то время как под ENVY24XX надо разрабатывать все с нуля. Самые хитрые Razer и ASUS дружно перемаркировали CMI8788 в RZR35192 и AZ200, только ASUS пошел дальше и решил использовать другой ЦАП, не от АКМ и CS, а ADI — которого нет ни у кого из конкурентов. Решение здравое, с прицелом на эксклюзив. Тем не менее, лишь у редких карт можно встретить топовые ОУ, или возможность их замены без паяльника. У XonarD2 и Barracuda используются стандартные JRC4580, чуть выше классом ОУ у X-Fi EP. ProdigyHD2 Gold предлагает обвязку на высококачественных ОУ на линейном стереовыходе с технологией “Triple OPAMP”: два OPA2134 от Burr-Brown + JRC5532. (Версия Prodigy HD2 для европейского рынка использует три NE5532, которые можно заменить другими ОУ без пайки). Конкуренцию по “Hi-End”-ности этой карте составляют только новые карты Auzentech на CMI8788 и планируемая в этом году Auzen X-FI Prelude 7.1.

Студия vs Hi-Fi/Hi-End

В конференции часто поднимается вопрос о различиях между профессиональной и бытовой аппаратурой. Бытует мнение, что профессиональная аппаратура дает “честный” звук, а бытовая — “приятный”, и что на профессиональной аппаратуре неприятно что-то слушать, так как она специально выпячивает косяки и “не нужные звуки”.

Разберем основные различия, о которых желательно знать, собирая высококачественную систему. Незнание элементарных вещей зачастую приводит пользователей к большим разочарованиям.

В студии источников много — это синтезаторы, различные инструменты, микрофоны, помимо них много дополнительных приборов обработки сигнала. Все это подсоединяется к микшеру, входных каналов у которого может быть несколько десятков. После микшера сигнал направляется в конвертеры АЦП (в PC), мониторы. Из PC через конвертеры ЦАП сигнал посылается в микшер, и далее, в мониторы. Фактически микшер является отдельным коммутирующим устройством, связывающим все компоненты в студии. Из-за большого разнообразия комплектаций студий, компоновка устройств напоминает очень гибкий конструктор.

Дома источников совсем немного, а коммутатором зачастую выступает усилитель. Малое количество компонентов и расположение их в одном месте предъявляют к компонентам другие требования.

Звуковые карты

Если в домашней системе все компоненты рядом, и особых требований к межблочному кабелю нет (случаи отличной слышимости направления кабеля только в зрячих тестах не затрагиваем :). В студии между устройствами может быть десять и более метров. А чем длиннее провод — тем больше наводок он может поймать. Для решения этой проблемы используют балансные провода с бОльшим уровнем сигнала. Соответственно, у профессиональной аппаратуры входы и выходы балансные, TRS или XLR. Для подключения бытовой техники к профессиональной зачастую нужны переходники и поддержка повышенного уровня сигнала.

Основные отличия проф. карт от “мультимедийных/бытовых” — это проф. разъемы TRS или XLR, обязательная поддержка ASIO, специфические функции в драйверах или разъемов в виде микрофонного входа с фантомным питанием в +12 или +48 В, отсутствие поддержки DirectSound3D и OpenAL. В качестве исключений среди бюджетных проф. карт можно встретить карты без балансного уровня сигнала, такие как ESI MAYA44, E-MU0404, Infrasonic Quartet и т.п., рассчитанные именно на домашние бюджетные студии.

Основная задача проф. карты — обеспечить удобство в работе. Качество звука у профессиональных карт разное и не всегда превосходит “мультимедийные/бытовые” карты.

Образный пример — универсальный джип против катка, крана, бульдозера, болида формулы 1.

Дополнительно об ASIO и возможностях гибкого роутинга сигнала.

У карт с возможностью гибкого роутинга сигнала (DirectWire у ESI/Audiotrak, PatchMixDSP у E-MU, CreationMode у X-Fi, KX DSP + Router в KX Driver, FREE Mixer у Infrasonic Quartet) есть возможность с помощью проф. софта делать практически любую обработку сигнала в real-time любого канала при воспроизведении из-под любой программы. Что это дает, кроме использования “улучшайзеров”, в плане построения Hi-End систем?

По мнению автора, карты с гибким роутингом позволяют делать высококачественные системы Bi-Amp. Восьмиканальная карта позволит собрать четырехполосные системы. Плюсы перед аналоговыми схемами следующие:

  • можно использовать фильтры с большой крутизной среза — это позволяет не только сузить переходную зону, но и значительно разгрузить динамики. Так, для пищалки можно выбрать меньшую частоту раздела, без риска искажений
  • можно использовать фазолинейные фильтры
  • можно регулировать задержки между динамиками, компенсируя расположения динамиков
  • дополнительно можно делать эквализацию, с подавлением резонансных частот

При наличии недорогого Midi-контроллера можно очень быстро и эффективно делать настройку, устраивать слепые тесты между разными настройками фильтров.

Слепые тесты всегда важны при вынесении вердиктов лучше/хуже, но, к сожалению, этим пренебрегают (и порой, панически боятся) поклонники и разработчики Hi-End, надеясь на свой “абсолютный” слух и зоркие глаза. Возможностей в таком подходе много, но надо обладать должной квалификацией в работе с проф. софтом.

Стоимость компактного PC с соответствующим софтом имеет сопоставимую стоимость с железными студийными DSP, и при этом дает бОльшие возможности. Примером таких решений может служить система Helix Legacy Audio $53000 с использованием Klark Teknik DN9848 $5000.

Для недорогих студий и концертной акустики много активных настраиваемых аналоговых кроссоверов. Если у кого-то есть свободное время или специфические запросы к АС, то можно легко сделать “ящики”, вставить динамики, подключить к усилителям, настроить кроссовер.

О будущем использовании “улучшайзеров” в высококачественном тракте лучше забыть сразу. Основная задача популярных плагинов, таких как Ozone, встроенного обработчика в X-fi Cristallizer, — обойти огрехи последующего тракта, аналогично вкусовым добавкам в некачественной пище. Данную обработку лучше оставить для использования в студиях при создании музыки. Исключение может возникнуть только с низкокачественно записанными треками.

Существуют ли более “крутые карты”, нежели E-MU1212m, Prodigy HD2, X-Fi Elite Pro, Razer Barracuda, Asus Xonar D2 и т.п.?

Среди профессиональных карт ступенькой выше стоят комплексные решения — цифровая карта + внешний конвертер, вроде LynxAES16 + Aurora16. Стоимость таких решений отличается на порядки, нежели у рассматриваемых карт. Высокая стоимость диктуется штучным выпуском устройств и специфическими функциями, такими как:

  • возможность работы нескольких карт, как одна (для многоканальных систем), где каналов надо не 5.1 для DVD, а 16 и более, на PCI-плате довольно сложно их все разместить
  • возможность синхронизации с внешним оборудованием

Для домашнего применения такие функции не нужны. Более того, реализация некоторых функций может пойти в ущерб “аудиофильским”, например, у RME Fireface 400 возможность точной подстройки опорной частоты привела к большему джиттеру устройства, в то время как отсутствие этой функции позволило бы выжать “больше качества”.

Среди бытовых карт “ступенькой выше” стоЯт также комплексные решения — цифровая карта + внешний ЦАП. В качестве цифровой платы может выступить любая карта с SPDIF-выходом, обеспечивающим цифровую передачу данных с должной степенью корректности.

Основные преимущества такого решения

  • организация внешнего питания
  • гальваническая развязка с PC
  • широкий выбор внешних DAC

В некоторых случаях себестоимость внешнего устройства для несерийного производства может оказаться ниже для внешнего устройства. Сделать устройство на многослойной плате, успешно обойти ряд проблем для внутреннего устройства в домашних условиях не так просто.

Усилители

Студийные усилители рассчитаны на установку в рэковую стойку. Так как регулировка громкости и переключение источников делаются в микшере — то у усилителей зачастую отсутствуют регуляторы громкости и селектор входов (не говоря о пульте ДУ). Этот “недостаток” в той же мере относится и к активным мониторам. В большинстве случаев есть только поканальный регулятор чувствительности входа, и не обязательно спереди. Еще среди немаловажных особенностей — большинство студийных усилителей имеют активное охлаждение, аналогично блоку питания у компьютера. И последний аргумент “против” использования такого усилителя дома — неказистый вид, близкий к “самоделу” :)

Развитие звуковых карт и софта порождает большое количество Home/Project студий, где микшер не используется. Развиваются и HTPC-системы, где конечным трактом являются Hi-Fi колонки. Так как селектор источников (радио, TV, DVD) находится в компьютере, то от усилителя не требуется селектор входов. Низкие цены на проф. карты + лозунги “к проф. карте нужен проф. усилитель” , вынуждают производителей выпускать продукцию “симпатичнее” и “удобнее”, близкую к Hi-Fi. Среди недорогих студийных ($350~450) усилителей можно отметить Alesis RA300 и Behringer A500 (модели схожи внешне и по характеристикам).

Два больших поканальных регулятора громкости и кнопка Power. Сзади только один стереовход, но исполненный в разных форм-факторах: RCA, TRS и XLR, с поддержкой как балансного, так и бытового уровня сигнала.

При этом есть менее привлекательные усилители вроде ART SLA-1/2, с формальным активным охлаждением, где вентилятор включается только при перегреве. По отзывам владельцев, перегрев случается крайне редко.

Забавно, в аудиофильских кругах наибольшее уважение вызывают топовые трансформаторы в студийных усилителях с пассивным охлаждением, без учета использующихся “остальных деталей” :). И конечно, отсутствие регуляторов тембров.

Так же, как и в мире Hi-Fi/Hi-End, стоимость студийных компонентов может достигать заоблачных высот.

Акустика

Прежде всего, качество звучания определяется качеством используемых динамиков и оптимальным расчетом корпуса с кроссовером + усилитель. Грамотное конструирование АС не бывает дешевым, так как требует много ресурсов на разработку. В ресурсы входят: время, парк деталей и квалифицированные инженеры. Все это стоит денег и закладывается в стоимость конечного продукта.

В секторе бюджетной акустики стараются экономить на всем, вплоть до проверки качества сборки и работоспособности АС. Нередки случаи, когда расчет фильтров был сделан под одни динамики, а в итоге устанавливаются другие динамики без какой-либо корректировки фильтров или акустического оформления корпуса. Грешат этим не только производители бюджетной активной акустики, но и известные бренды. Касаемо студийных мониторов, продающихся поштучно, а не парой, необходимо учитывать, что колонки разных партий могут различаться между собой по звуку, из-за использования динамиков разных партий.

Идеальной акустики не бывает. Любая система, любой стоимости и конструкции всегда является компромиссным решением. Удачность системы зависит лишь от умения разработчика выжать больше плюсов, чем минусов. Для разных целевых назначений компромиссы в создании АС разные. Именно здесь и кроется различие между Hi-Fi и студийной аппаратурой.

Мониторы, как несложно догадаться, предназначены для использования в студии.

Соответственно:

  • Габариты АС будут такими, чтобы с размещением АС на консоли или у стены, в студии не возникло никаких проблем. Напольные системы в студии — редкость.

  • Разъемы у активной акустики будут профессиональными, а не бытовыми.
  • Предполагается, что в студии будет стоять несколько пар мониторов. Это позволяет делать мониторы, заточенные под определенные задачи. Например, только в линейке с мониторами (ADAM, Dynaudio и т.д.) можно увидеть двухполосные модели с 8″ вуферами, а в линейке Hi-Fi таких моделей нет, и это не случайно. Играет ли 8″ вуфер лучше 6″? Ничуть, его преимущество только в более низкой граничной частоте с ухудшенной передачей в верхнем диапазоне воспроизводимой полосы частот вуфера с низкой частотой раздела для твитера. Но это не является проблемой для звукорежиссера, так как в студии есть несколько пар АС, подобранных так, чтобы каждая имела достоинства, отсутствующие у других моделей. Звукорежиссер, работая одновременно с несколькими АС, внимательно выслушивает нужные параметры трека на соответствующих мониторах. Дома нужны “универсальные” АС.

  • Направленность звучания у мониторов уже. Это позволяет получить более четкую панораму, но слушать АС можно только в “правильном треугольнике”. В то время как на Hi-Fi/Hi-End колонках направленность может быть практически круговая, обеспечивая менее точный, но зато объемный звук, и которые можно слушать с разных точек.

Акустические системы высокого класса можно встретить как дома, так и на студии, главное, чтобы они удовлетворяли потребностям владельца.

Источники

  • https://www.yapokupayu.ru/blogs/post/volshebnyy-mir-zvukov-sravnivaem-hi-fi-i-hi-end-akustiku
  • https://habr.com/post/369891/
  • https://stereo.ru/to/ayyzw-kak-rabotaet-usilitel-klassa-a-ili-istinnyy-high-end-i-mnogo-tepla
  • https://www.ixbt.com/multimedia/hi-end-vs-studio.shtml

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бытовая техника в доме, проблемы и их решения