- Функции сабвуфера
- Основные критерии выбора
- Потенциал основных колонок.
- Параметры помещения
- Теперь дело за функционалом
- Способы подключения сабвуферов к системе
- Существуют ли нетипичные методы подключения?
- Наличие встроенного усилителя
- Направленность излучателя
- Тип акустического оформления
- Размер громкоговорителя (динамика)
- Активный и пассивный сабвуфер для кинотеатра
- Наличие встроенного усилителя
- Устройство и поиск проблемы
- Ремонт сабвуфера своими руками — без особых знаний
- Искаженный звук и гул в динамиках
- Отсутствие звука
- Как разобрать сабвуфер от домашнего кинотеатра своими руками
- Порядок разбора сабвуфера
Функции сабвуфера
Итак, рассмотрим, как правильно подойти к выбору надежного сабвуфера для дома. Данный прибор отделяет низкие частоты входного сигнала, который идет из громкоговорителя.
Это позволяет получить более объемную и реалистичную акустическую картинку. С помощью оборудования производятся и отдельные звуковые сочетания.
Если точнее, сабвуфер представляет собой комбинацию отдельных громкоговорителей, воспроизводящих низкочастотные звуки.
Важно обратить внимание на способы подсоединения конкретной модели.
Также перед выбором конструкции, нужно изучить параметры настройки сабвуфера:
- регулирование фазы;
- частотность раздела;
- характеристики сигнала.
Дополнительно могут прилагаться всевозможные механизмы – эквалайзер, дистанционное управление и беспроводное подключение.
Если не получается разместить сабвуфер на расстоянии от усилителя из – за проводов, можно выбрать беспроводные модели.
В этом случае в устройстве размещается беспроводной адаптер, принимающий сигналы т от отдельного механизма – датчика. Существуют специальные комплекты адаптеров, позволяющие любой саб превратить в беспроводной вариант.
Основные критерии выбора
Выбирая сабвуфер для своей системы, вы должны ориентироваться, прежде всего, на следующие факторы.
Потенциал основных колонок.
Если это компактные колонки с нижней граничной частотой порядка 60 – 70 Гц, то вам подойдёт практически любая, даже относительно бюджетная модель сабвуфера (от 10 000 до 20 000 ₽) – наример, Ultimate SYM 5.
Если же это полноразмерные напольники, способные «копнуть» чуть ли не до 30 Гц, то для действительного улучшения качества их звучания придётся раскошелиться и на соответствующую модель сабвуфера, потому что ему придется опускать нижнюю граничную частоту системы чуть ли не на октаву, а это – задача для сильных духом!
В качестве примера можно привести сабвуферы REL.
Параметры помещения
Нужно прикинуть кубатуру помещения, чем она больше – тем мощнее должен быть сабвуфер.

Теперь дело за функционалом
Как и йогурты, не все сабвуферы одинаково полезны. Даже если не принимать во внимание качество их разработки и производство, они существенно разнятся по функциональному оснащению.
Выбирая саб, нужно иметь в виду, что придётся его подключать к основной системе. Поэтому обратите внимание на способы подключения, которые предусматривает та, или иная модель.
Коммутация, настройка и управление сабвуфером – практически неисчерпаемый источник разнообразия. Минимальный набор, который есть почти у всех:
- Уровень сигнала
- Частота и крутизна раздела
- Регулировка фазы
Дальше начинаются различные опции: беспроводное подключение, параметрический эквалайзер, дистанционное управление (в том числе с помощью мобильного приложения) – все эти вещи по-своему полезны, но только в том случае, если вы умеете ими пользоваться.

Способы подключения сабвуферов к системе
Классический вариант коммутации кинотеатрального саба – подключение его к специализированному сабвуферному выходу на AV-ресивере. Все остальное сделает настроечный микрофон и встроенное в ресивер ПО, этот функционал сейчас имеется даже у самых бюджетных моделей.
Со стереосистемами малость посложнее – штатных вариантов подключения там не существует и всё зависит от изобретательности и опыта производителя сабвуферов, как именно он предусмотрел интеграцию своего изделия.
Существуют ли нетипичные методы подключения?
Ещё бы! Британская компания REL, один из патриархов сабвуферного движения, предлагает целых три варианта:
- традиционный линейный
- специализированный низкочастотный кинотеатральный
- фирменный высокоуровневый
Для большинства сабвуферов реализуем только линейный способ подключения. Его REL считает наименее предпочтительным, предлагая использовать только в том случае, если для использования других вариантов нет технической возможности.

В высокоуровневом режиме сабвуфер фактически подключается к усилителю параллельно колонкам. Такой способ подключения обеспечивает идентичность поступления сигнала на все излучатели и слаженность их работы.
В кинотеатральном режиме используется специализированный вход канала низкочастотных эффектов LFE (Low Frequency Effects). Но есть возможность задействовать его параллельно с высокоуровневым, что, согласно заверениям производителя, дополнительно улучшит качество звучания.
Таким образом, сабвуферы REL способны не только отрабатывать низкочастотные спецэффекты, но и, одновременно, поддерживать басом основную акустику.
Наличие встроенного усилителя
В зависимости от наличия или отсутствия встроенного усилителя различают Активные и Пассивные сабвуферы.
Активные сабвуферы в настоящее время наиболее распространены и, по большому счету, являются оптимальным выбором для использования в домашнем кинотеатре или кинозале. Активные сабвуферы, попросту говоря, наиболее гибки и удобны в плане инсталляции. Однако они совершенно не обязательно звучат наилучшим образом. Самый простой активный сабвуфер несет на борту усилитель, регулятор частоты раздела кроссовера (LPF или ФВЧ – Low Pass Filter или Фильтр Высоких Частот), переключатель фазы и два типа входных соединений. Наличие встроенного усилителя обуславливает необходимость отдельного шнура питания от розетки 220В до сабвуфера. Регулятор частоты раздела кроссовера позволяет вам ограничить сверху диапазон, который будет воспроизводить сабвуфер. Регулятор (чаще переключатель) фазы позволит вам лучше интегрировать сабвуфер с остальными колонками вашей системы. Он предназначен для инвертирования или плавного изменения фазы аудио сигнала, поступающего на вход сабвуфера. Для его правильной установки вам, скорее всего, придется послушать, как играет система в обоих режимах (0 и 180), и выбрать вариант с наиболее приятным и глубоким басом. Ну, и, конечно же, активному сабвуферу нужно подать сигнал с соответствующего линейного выхода вашего AV ресивера или процессора.
Активные сабвуферы LJAudio и SVSound
Преимущества активных сабвуферов:
- Очень удобны в использовании (как и AV ресиверы по сравнению с набором отдельных компонентов);
- Легче в установке и настройке за счет того, что в них уже встроено все необходимое;
- Как правило, являются менее дорогими (как и AV ресиверы по сравнению с набором AV процессор + многоканальный усилитель).
Недостатки активных сабвуферов:
- Встроенные усилители на большинстве, хотя и не на всех, сабвуферов являются относительно менее качественными;
- Менее удобны в плане установки, т.к. всегда требуется тянуть 2 кабеля (питание и сигнал);
- Если что-то нехорошее случается с усилителем, ему не так просто найти замену или отремонтировать;
- Производители далеко не всегда продают запасные части к старым моделям;
- Некоторые активные сабвуферы не включаются автоматически, если на них подается низкий по уровню аудио сигнал (плохо работает система автоотключениявключения).
Пассивные сабвуферы изначально созданы для использования в паре с внешним усилителем. Усилитель может использоваться как выделенный (наилучший вариант), так и интегрированный (к примеру, можно задействовать свободные каналы AV ресивера). Важный момент состоит в том, что, поскольку сабвуфер изначально требует больше мощности для воспроизведения НЧ-звуков, усилитель должен быть достаточно мощным. В дополнение к этому, если сабвуфер не имеет встроенного фильтра высоких частот (а, как правило, пассивный сабвуфер его не имеет), сигнал должен быть отфильтрован на стороне AV ресивера прежде, чем он попадет на сабвуфер.
Пассивные сабвуферы PRO, RBH и JBL
Преимущества пассивных сабвуферов:
- Внешние усилители обычно более добротны, у них правильные массивные блоки питания, качественная разводка сигнальных цепей;
- Способны переварить большую мощность и выдать большее количество дБ;
- Многоканальный усилитель может заставить играть несколько пассивных сабвуферов в вашем домашнем кинотеатре;
- Пассивные сабвуферы более просты и дешевы в производстве;
- Внутренний полезный объем корпуса получается больше при тех же размерах, что позволяет более гибко подходить к размещению динамика и портов фазоинвертора;
- Если усилитель начинает барахлить, его легко можно заменить на любой другой;
- Менее пожароопасен (электрика и деревянный корпус разнесены в пространстве);
- Один из главных плюсов – большая гибкость при установке. Вы можете установить усилитель в стойке вместе с остальным оборудованием вашего ДК, а к сабвуферу протянуть лишь один обычный акустический провод. Питание к ним тянуть не нужно!
- Длинные акустические (колоночные) провода, как правило, дешевле специальных сабвуферных кабелей аналогичной длины;
- Акустические провода (могут быть исполнены совершенно плоскими) гораздо легче спрятать, нежели сабвуферные кабели.
Внешний сабвуферный усилитель
Недостатки пассивных сабвуферов:
- Значительно сложнее в организации и установке;
- Внешние усилители могут быть дороже, чем встроенные.
Направленность излучателя
В зависимости от того, в какую сторону смотрит динамик, сабвуферы можно разделить на:
Излучающие вниз (Down Firing). Этот тип сабвуферов имеет динамик, установленный в нижнюю стенку корпуса и направленный в пол. Сабвуферы данного типа выглядят больше похожими на некую мебель, нежели на акустическую систему. Им не нужен защитный гриль. Играть они могут даже более эффективно, чем их сородичи, потому следует избегать их установки в углах комнат и в непосредственной близости к стенам (касается варианта с одним сабвуфером в системе). Иначе звук может быть слишком гулким.
Down Firing cабвуферы Yamaha и Atlantic Tech
Излучающие вперед (Front Firing). Динамик у этого типа сабвуферов установлен на одной из фронтальных стенок корпуса и направлен параллельно плоскости пола. Сабвуферы данного типа нуждаются в защитном гриле, оберегающем от повреждений динамик, и больше похожи на обычную акустическую систему.
Front Firing cабвуферы Earthquake и Rhythmic Audio
Тип акустического оформления
Данная классификация является наиболее обширной и уходит глубоко корнями в раздел Акустика науки Физика. В качестве минимального ликбеза немного расскажем о предназначении и функции какого бы то ни было акустического оформления динамика. Динамик излучает звук не только вперед, но и назад. Фронтальная и тыловая звуковые волны при этом противоположны по фазе. В связи с этим, существует термин “акустическое замыкание” при котором волны с обеих сторон диффузора динамика складываются и (если они целиком противоположны по фазе) гасят друг друга. В теории вы вообще не должны слышать звук от голого динамика, на практике же звук будет, но сильно далеким от оригинала. Корпус (ящик) акустической системы, в который устанавливается динамик, позволяет это замыкание ликвидировать и придать звуковым волнам требуемые параметры по динамике и частотной характеристике.
Мы опустим дальнейшую теорию и постараемся кратко рассмотреть наиболее часто встречающиеся типы акустического оформления, не забыв рассказать о достоинствах и недостатках каждого из них.
Закрытый ящик (ЗЯ, Закрытый корпус, Sealed Enclosure). Динамик установлен в закрытый воздухонепроницаемый корпус. Такое решение полностью изолирует тыловую звуковую волну динамика от фронтальной.
Достоинства:
- Легкость конструирования и производства (нужно учесть всего два параметра: объем ящика и добротность динамика);
- Относительно небольшой объем корпуса;
- Превосходные импульсные характеристики (отклик на кратковременный сигнал, способность компонента точно воспроизводить кратковременные музыкальные события);
- Нет нужды в применении сабсоник фильтра (ФНЧ), т.к. присутствует естественная склонность ЗЯ к подавлению частот, ниже резонансной частоты динамика;
- Быстрый, натуральный, гладкий, упругий, четкий, контролируемый и теплый – вот ряд субъективных характеристик, очень часто используемых при описании баса, воспроизводимого хорошим сабвуфером данного типа.
Недостатки:
- Относительно высокая нижняя частотная граница, редко находящаяся ниже 30 Гц (по уровню -3 дБ);
- Самый низкий КПД в сравнении с другими типами акустического оформления.
Размер громкоговорителя (динамика)
Очень часто сабвуферы делят на классы согласно размеру (чаще диаметру) рабочей поверхности диффузора установленного динамика. Применяемые в строительстве сабвуферов динамики (вуферы) имеют, как правило, наибольшие размеры, т.к. они должны двигать большое количество воздуха для создания низкочастотных звуковых волн. Для получения того же уровня громкости на частоте на одну октаву ниже (например на 30 Гц вместо 60 Гц) вам потребуется в четыре раза больше мощности. Чем ниже резонансная частота динамика, тем меньшей частоты звуки способен воспроизвести громкоговоритель с заданным уровнем искажений. Резонансная частота динамика (обозначается Fs) определяется комбинацией массы его подвижных частей (диффузора, защитного колпачка, катушки и ее основания) и гибкости подвеса. При нормальных условиях нам потребуется более мощный усилитель, чтобы «раскачать» динамик сабвуфера, нежели обычную акустическую систему. Однако важно помнить, что хотя вы и должны иметь усилитель с запасом по мощности, чтобы избежать искажений (клипинг), основной задачей все же является согласование сабвуфера с основными акустическими системами. На любом уровне громкости сабвуфер не должен выделяться и локализироваться, а лишь невидимо расширять границу звучания системы вниз по кривой АЧХ.
Самыми распространенными размерами динамиков для использования в сабвуферах являются 8″, 10″, 12″, 15″ или 18″ (речь о диаметре круглого диффузора). Несмотря на то, что 18″ сабвуфер способен воспроизвести бас самой низкой частоты и на максимальной уровне громкости, самый большой динамик далеко не всегда является наилучшим выбором для оптимального воспроизведения басовых нот. Большие вуферы сложнее контролировать и настраивать. В наши дни на рынке присутствуют 10″ сабвуферы, способные двигать столько же воздуха, сколько могли переместить старые 15″ модели. Это стало возможным благодаря очень длинноходному диффузору 10″ динамика, спроектированному с учетом сохранения параметров линейности на протяжении всего своего рабочего хода, и высокомощному цифровому усилителю класса D, способному как следует раскачать такой вуфер в корпусе небольших размеров.
Активный и пассивный сабвуфер для кинотеатра
Активный сабвуфер представляет собой устройство с динамиком внутри конструкции. Настройка позволяет создать высочайший сигнал без помех и уменьшает нагрузку с динамиков.
Если усилителя нет, то это пассивный прибор. Он стоит дешевле, но его с его настройками придется повозиться. Важно согласовать усилитель и такие элементы акустики, как колонки.
Модель с основным динамиком рекомендуется для просторных помещений.
Плюсы активных моделей:
- Удобство в применении.
- Простота в установке, так как все элементы прошли настройку.
- Доступная стоимость.
Есть и некоторые недостатки при поломке сложно найти замену или произвести ремонтные работы.
Плюсы пассивных конструкций:
- Внешние приборы более качественные и имеют прочную разводку сигнальных линий.
- Отличаются большей мощностью.
- Гибкость при монтировании.
- Многоканальный усилитель способен заставить работать несколько пассивных устройств.
Наличие встроенного усилителя
Присутствие встроенного усилителя характеризует активные конструкции. Они более гибкие для осуществления инсталляции, но не всегда производят хорошее звучание и значительный показатель громкости.
Самое простое устройство содержит усилитель, регулятор частоты, переключатель фазы и два типа входных соединений. С помощью регулятора фазы производится качественная интеграция сабвуфера с остальными колонками системы.
Для активной модели важно подать сигнал с линейных выходов AV ресиверов.
В качестве встроенных моделей чаще всего применяются усилители классов Д и АВ(спросите какой класс у продавца). Последний вариант представляет собой более традиционный вариант.
Минус этой модели в сложности обеспечения большой мощности. Таких недостатков не имею Д модели.
Устройство и поиск проблемы
Сабвуфер 5, 1 состоит из колонки, динамика, и усилителя, а так же блока питания:
- Акустическая колонка как правило выходит из строя только от механических повреждений
- Выход из строя динамической головки обусловлен попаданием на ее катушку звуковой частоты с мощностью, на которую головка не рассчитана, либо постоянного напряжения, что вызывает перегорание катушки
- При прослушивании динамика с усилением на максимальной мощности вы столкнетесь с проблемой износа (разрыва) диффузора динамической головки
- При поломке динамика, он подлежит замене, так как перемотка катушки или ремонт диффузора сабвуфера — это тонкая кропотливая работа и выполнить её качественно, чтобы не испортилось звучание очень трудно
Сначала надо выяснить, какой из элементов сабвуфера дал сбой:
- Частой причиной поломки блока питания становится нарушенный теплообмен
- От огромного количества пыли, которое скапливается постепенно внутри блока, случается перегрев деталей, от него они и выходят из строя
- Тестером проверяем имеется ли напряжение на выходе из блока питания, если напряжение отсутствует, тогда можно быть уверенным, что причина кроется именно в нем
- При осмотре деталей блока питания, вы можете обнаружить вздутые конденсаторы, либо почерневшую обмотку трансформатора
- При помощи паяльника отпаивайте испорченные детали, заменяете их новыми, приобретенными в магазине
- Перегоревший трансформатор можно будет перемотать своими руками, если у вас уже есть опыт в подобном деле, если опыта нет, лучше не браться, или потренироваться на том, чего будет не жалко
- Если на выходе из блока питания присутствует напряжение, и оно не отклоняется от заданной нормы, тогда можно переходить к усилителю низких частот
- Плата с усилителем — место где, как правило много транзисторов и микросхем Тестером осторожно прикасаетесь к выходам микросхем, измеряете напряжение
- Когда при нормальном питающем напряжении они холодные, наверняка ток в них отсутствует, он должен их подогревать
- Если микросхемы наоборот горячие (они обычно чуть теплые при нормальной работе), это является признаком неисправности
- По такой же аналогии проверяем все конденсаторы, раздутость, горячая поверхность — симптомы их нестабильной работы
- Диффузор можно заклеить с обратной полоской скотча, (лучше тонкого картона) края при этом края наклеиваемого материала нужно хорошенько промазать резиновым клеем, что бы клей у вас выступал на поверхности диффузора, ремонт подвеса сабвуфера на этом завершен
- Сутки просушиваете, затем проверяете работу на малой и средней мощности, если звучание плохое, проще заменить весь динамик, чем возиться с заменой диффузора
- Замена — это длительный, трудоемкий процесс не дающий никаких гарантий качественного звучания, плюс – одно неосторожное движение, и новому диффузору тоже хана, порвете
Ремонт сабвуфера своими руками — без особых знаний
Ремонт сабвуфера своими руками — одна из часто встречающихся поломок происходит в усилителе, который встроен в сабвуфер. Много неудобств приносят сетевые искажения в звуке, именно частота 50 Гц вносит больше всего низкочастотных помех в звуковой тракт. Поэтому чаще всего приходится бороться с этой частотой как с помехой.
Искаженный звук и гул в динамиках
Проникающие в акустическую цепь эти помехи создают в динамических излучателях нежелательный низкочастотный гул. Одним из эффективных вариантов снижения такого дефекта, это установка в цепи питающего напряжения конденсаторов большой емкости, для сглаживания выпрямленного напряжения. Как правило, в схемах, собранных на транзисторах или микросхемах, виновником оказывается пришедший в негодность электролитический конденсатор в цепи фильтра. Поэтому в динамиках появляются шумовые искажения.
Ремонт активного сабвуфера своими руками и в процессе поиска причины, демонтируем теплоотвод и перед нами предстает такая картина: один из конденсаторов стал «беременным» (его видно на снимке). Помимо этого, была еще на текстолитовой печатной плате вырвана контактная площадка.
Для качественного ремонта усилителя, необходимо поменять сразу обе емкости. Так как второй кондер, тоже мог потерять часть своей емкости, а эта пара должна быть идентичной. Поэтому и меняем сразу пару, так будет надежнее и дольше прослужат. К тому же, как выяснилось, наружная оболочка конденсатора лопнула от внутреннего давления, а электролит вытек наружу и запачкал плату.
Выпаиваем проблемные емкости, а вместо них устанавливаем новые конденсаторы, желательно от известных фирм.
Далее необходимо очистить спиртом печатную плату от попавшего на нее электролита, поставить емкости на место, не забывая соблюдать полярность и запаять.
В моем случае пришлось немного отформатировать выводы новых конденсаторов, так как отверстия в плате были несколько шире по центрам. После формовки они прекрасно установились на свои места. Но все-таки для большей надежности, основание емкостей лучше обработать термо клеем или эпоксидным клеем, чтобы противостоять вибрации внутри сабвуфера.
Отсутствие звука
Что нужно предпринять, когда светодиоды для визуального контроля за работой устройства показывают, что все нормально, но один канал все-таки не работает. Такая проблема может свидетельствовать также о неисправности в усилителе. Тем не менее, вначале следует проверить визуально и путем прозвона сигнальный тракт идущий от источника звука к сабвуферу.
Кроме выше описанного ремонта печатной платы по замене вздутых конденсаторов, нужно проверить выходные транзисторы либо интегральные микросхемы. Также велика вероятность, что неисправность находится в блоке питания, который не обеспечивает схему нужным напряжением питания. Вообще-то, любую радиоаппаратуру начинать ремонтировать нужно всегда с проверки именно блока питания, то-есть с замера всех исходящих напряжений.
Как разобрать сабвуфер от домашнего кинотеатра своими руками
Домашний кинотеатр — это замечательная система, которая позволяет смотреть шедевры кинематографа с качественным объемным звуковым сопровождением. По этой причине одним из самых главных элементов «кинотеатра» — это акустический комплекс, состоящий из динамиков. Немаловажную роль в формировании глубокого звука играет и сабвуфер. Но именно неисправность в этой звуковой колонке может испортить все впечатление от просмотра кино. В таком случае необходим ремонт сабвуфера. Безусловно, можно вызвать и дать работу мастеру по установке домашних кинотеатров «под ключ», а можно решить проблему самостоятельно.
Чаще всего причиной возникновения неисправности сабвуфера является весьма бытовые ситуации:
- В результате падения или рывка динамика нарушается целостность проводов и их контактов;
- Маленькие дети часто любят засовывать посторонние предметы (салфетки, мелкие игрушки, жевательную резинку) в акустическое отверстие сабвуфера.
Чтобы устранить называемые выше последствия, необходимо разобрать сабвуфер.
Порядок разбора сабвуфера
Порядок действий, чтобы разобрать сабвуфер сводится к следующим манипуляциям:
- Разборка корпуса;
- Отсоединение динамика от корпуса.
На первый взгляд действия кажутся весьма простыми, но на самом деле имеют целый ряд особенностей:
- Практически всегда корпусы сабвуфера открываются туго. Одни производители (напр. BBK) прикручивают заднюю половину корпуса на 4-5 шурупа. Другие же изготовители помимо такого крепежа используют клей и крепление половинок корпуса «в пазы». По этой причине при вскрытия сабвуфера необходимо держать под рукой небольшую крестовую и плоскую отвертку, а также нож. Плоская отвертка и лезвие ножа помогут подцепить и разъединить части корпуса, соскоблить клей, который их соединяет.
- Вскрыв корпус сабвуфера, не спешите на радостях делать резкие движения (дергать, тянуть), чтобы не повредить провода и их контакты в динамике. Аккуратно извлеките динамик и отделите его от частей корпуса. Нередко динамик прикреплен к оболочке при помощи клея (его снова придется соскоблить клеем) и, как в некоторых случаях, раскрутить небольшие шурупы. На сабвуферах фирмы Panasonic будет также иметься дополнительный отсек для проводов. Если вам нужно проверить провода, их целостность и качество соединений, то вскрывать данный отсек придется обязательно.
Обратите внимание, что если перед началом процесса разборки и на каждом ее этапе сфотографировать положение проводов, шурупов на сабвуфере, то обратный процесс — сборка — станет намного проще, а вы ничего не перепутаете при обратной установке.
В случае, когда задача разборки сабвуфера заключалась лишь в том, чтобы убрать из его внутренности посторонние предметы, достаточно лишь разобрать корпус и отсоединить динамик. Иногда можно обойтись даже и без разбора корпуса: достаточно будет провести спицей или карандашом с намотанным двухсторонним скотчем для того, чтобы подцепить мусор в акустическом отверстии. Ремонт проводов может потребовать от разбирающего больших навыков и сноровки, чтобы не повредить остальные элементы.
Если Вы не уверены в своих силах и боитесь повредить оборудование, то вызывайте специалиста. Мастер по ремонту домашних кинотеатров приведет сабвуфер в исходное заводское состояние быстро и профессионально.
- https://televizore.ru/sovety/sabvufer-dlya-domashnego-kinoteatra
- https://blog.barnsly.ru/pt/wiki/how-to-choose-subwoofer/
- http://cinemalounge.ru/vse-o-sabvuferax-part2/
- https://avtozvuk-info.ru/remont-i-nastrojka-avtomagnitol/remont-sabvufera-593
- https://usilitelstabo.ru/remont-sabvufera-svoimi-rukami.html
- https://vkinodoma.ru/kak-razobrat-sabvufer-ot-domashnego-kinoteatra/